Если ваш ребёнок не говорит?

Детские врачи считают, что если ребёнок нормально развивается, то девочки, как правило, уже должны говорить в возрасте до 1 года, а мальчики – до 1, 5 лет.

Конечно, нужно иметь в виду индивидуальные особенности каждого малыша, но так или иначе, по достижении 2-летнего возраста нормальный, здоровый ребёнок должен заговорить. Если этого не произошло, то это повод для родителей показать своего малыша врачам. Надо помнить, что расстройства речи, в зависимости от их причины, могут в итоге привести и к отставанию в умственном развитии.

Каковы причины нарушения речи?

Прежде всего, если вы заметили у вашего ребёнка проблемы с речью, то необходимо привести его на приём к детскому врачу-неврологу. В ходе приёма специалист уточнит тип нарушения, установит его причину и степень выраженности. Речевые дефекты, возникшие при нормальном развитии интеллекта, органов слуха и зрения, относятся к первичному типу. А если это клиническое проявление основной патологии в виде:

  • аутизма;
  • эпилепсии;
  • умственной отсталости,

то здесь уже речь идёт о вторичном речевом нарушении.

Для того, чтобы установить истинные причины нарушения речевого развития маленького пациента неврологу важно разобраться с возможным наличием факторов риска у матери и получить ответ на следующие вопросы:

  1. Были ли у неё проблемы, какие-то заболевания в период вынашивания беременности?
  2. Какие лекарственные препараты она при этом принимала?
  3. Как проходили сами роды?
  4. Имели ли место ещё в роду такие случаи?

Отклонения в речевом развитии детей могут наступить и в результате осложнений после инфекционных заболеваний или последствий черепно-мозговой травмы. В большинстве случаев наличие факторов риска является предвестником речевых проблем у детей. Из своего опыта работы детским неврологом в медицинской клинике "Целитель" могу сказать, что у детей с речевыми дефектами нередко выявляются и другие неврологические отклонения, которые могут сопровождаться, к примеру, поведенческими нарушениями, эмоциональной лабильностью и астеническим синдромом.

Диагностика патологии

Для того, чтобы установить истинную причину речевой патологии у детей, специалист-невролог прежде всего должен определить первичную или вторичную природу имеет она. Для этого подробно собираются сведения о развитии болезни путём беседы, проводится тщательный неврологический осмотр. Если этого недостаточно, то необходимо провести комплекс дополнительных диагностических мероприятий, в числе которых:

  • электроэнцефалография головы (ЭЭГ);
  • магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ);
  • ультразвуковое исследование сосудов головы и шейной области;
  • обследование по методике вызванных потенциалов.

После изучения полученных результатов исследования лечащий врач принимает решение о том, какое лечение и какие реабилитационные мероприятия назначить.

Для чего назначают приём лекарственных препаратов?

Некоторые родители ошибочно считают, что задача врачей состоит только лишь в назначении каких-нибудь таблеток, от которых порой никакого толка нет. Поэтому считаю нужным пояснить, что при наличии у ребёнка речевой патологии, для устранения выявленных нарушений не всегда бывает достаточно одних занятий с логопедом.

Медикаментозное лечение для таких детей назначается и в качестве вспомогательной помощь для врача-логопеда, и для устранения выявленных неврологических нарушений. Ведь очень часто у детей речевые отклонения сопровождаются также и нарушениями в так называемой эмоционально-волевой сфере, с нарушениями в поведении. В таких случаях лекарственные препараты назначаются с целью устранения факторов, мешающих развитию малыша, и улучшения качества его жизни.

Рекомендации для родителей

Родители должны чётко понимать, что на каждом возрастном этапе жизни ребёнка, существуют определённые стадии формирования речи. Своевременная консультация у детского невролога и последующие наблюдения специалиста помогут точно определить имеет ли место патологическое нарушение, или это всего лишь индивидуальная особенность развития вашего малыша? На основании динамических наблюдений специалист может скорректировать речевой дефект у ребёнка до того, как он пойдёт в школу.

Конечно в том случае, когда речевые нарушения более выраженные и отягощены каким-либо дополнительным синдромом, времени для речевой коррекции понадобится больше. Бывает, что родители поздно обращаются к врачу, и он просто не успевает до школы произвести достаточную коррекцию. В таких случаях не надо паниковать, а просто продолжать необходимые занятия со специалистом. Но делать это нужно обязательно, в противном случае ситуация может лишь усугубиться.

Бывает и так, что у ребёнка все речевые нарушения были откорректированы ещё до школы, а затем в результате какого-то стресса, они возникли опять. Что делать в таких случаях? И здесь тоже необходимо возобновить занятия с логопедом и консультации с неврологом. Вместе принять решение, чтобы как-то уменьшить чрезмерную нагрузку в школе, может исключить какие-то секции или кружки, следить за тем, чтобы он меньше времени проводил со смартфонами или компьютерами. Только совместными усилиями и терпением можно помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности с произношением слов.

Кабардиев Алимхан Арсланович, детский врач-невролог. Работает в поликлинике сети медицинских центров "Целитель" в Хасавюрте по адресу: ул. Абубакарова, д.9а.

График работы: пн-сб – с 13.00 до 17.00.